Весеннее равноденствие — праздник возрождения

Доброго времени суток, друзья. В этой статье я продолжу рассказ об одном из главных дней Колеса Года. Это день весеннее равноденствие, или Остара. Я уже рассказывал что Остара  это языческое название праздника, который христианами сегодня отмечается как Пасха. В продолжение темы расскажу о современных обрядах, которые делаются на праздник весеннего равноденствия.

Весеннее равноденствие — начало нового цикла 

В прошлой статье я подробно разобрал все символы и цвета пасхального обряда. Напомню что и воскресение Христа после смерти на кресте, и пасхальные яйца, кулич и кролик — все это символы плодородия, возрождения и нового цикла жизни. Поскольку человек состоит из животной природы и духовной материи, символы праздника касаются каждой из них. 

Весеннее равноденствие открывает начало плодородного периода года. Это время, когда силы природы уже пробудились и наполняют собой землю. Все цветет, плодоносит, активно выделяет энергию. Поэтому знающие люди всегда используют это время. Они подключаются к потоку для совершения обрядов, потому что результаты на растущей энергии достигаются наиболее быстро и легко. Ритуалы призыва в это время самые сильные.

Обряды чистки на весеннее равноденствие

Обряды на весеннее равноденствие были разного назначения. Есть очистительные ритуалы, которые предваряют все остальные. Прежде чем призвать хорошее, разумно очиститься от старого и ненужного. Поэтому в язычестве были распространены очищающие костры. В них семьи или сельчане сжигали все плохое, от старья и сломанных предметов до негативных мыслей и страхов.
Например, группой собирались вместе и писали на листочках все, что им мешает. После рвали листочки в мелкие клочки, бросали на пол и сметали веником на совок. Сметенное выносили подальше от дома и выбрасывали в сток или канализацию. Либо бросали в костер, чтобы негатив сгорел. Так коллективная энергия праздника шла на устранение препятствий в жизни.

Охранные ритуалы

Были и охранные ритуалы. Например, в этот период в местах где водятся змеи становилось небезопасно. Весна — время размножения не только у животных, но и у рептилий. Змеи агрессивны в эти дни и ищут уединения в темных укромных местах. Поэтому часто заползают в дома. Чтобы отпугивать их, на весеннее равноденствие создавали много шума и даже били в барабаны. Змеи боятся шума.
Костры, особенно дымные, тоже хорошо защищали от ползучих гадов. Поэтому кострами их гоняли и в полях, где вероятность наткнуться на змею была в это время велика.

Дымные костры жгли и вокруг поселений, чтобы отогнать и других животных, хищников. Для этого в догорающие ритуальные кострища кидали пряные травы. После чего пеплом от костра обводили вокруг селения защитный круг.

Обряд сожженного круга

Один из охранных обрядов на весеннее равноденствие — ритуал сожженного круга. Например местность, которую хотели защитить, обносили частоколом. Палки ставили крест-накрест, между ними навешивали травы и поджигали. То есть создавалось горящее защитное кольцо. Когда колья догорали, кольцо присыпали землей.

Вокруг круга второй линией защиты высаживали пахучие травы и цветы. Запах многих растений хорошо отпугивает животных, у которых острое обоняние. 

Например сегодня в деревнях используют шалфей, зверобой и лаванду. Наши бабушки пересыпали лавандой постельное белье и полотенца, чтобы в них не заводилась даже моль. Ведь для человека свежий запах лаванды очень приятен и ассоциируется с чистотой и свежестью.

На весеннее равноденствие призывали духов в помощь

Самые сильные обряды призыва на весеннее равноденствие. Это пора, когда все духи насыщаются, кроме домовых. Для домовых есть свой день, об этом подробнее здесь. В это время природа набирает зеленую массу листвы, и вся сила идет в ветки. Поэтому для обряда призыва сельчане шли в поле, собирали травы и ветки, и устраивали пикник. Они ели, пили и веселились сами и кормили духов природы. Главное было задобрить их, потому что добрые духи не трогают людей. 

Часть еды оставляли духам. Например иногда ее скидывали под дерево, на листья. Могли вместе с подношением оставить и записку с просьбами. Чтобы духам было проще найти еду, ее смачивали растительными маслами и медом.

Просили духов об урожае и плодородии, потому что начинался период посевной. Если на праздник Имболк земля еще лежала в снегах, то на весеннее равноденствие уже собирали озимые и засевали новые хлеба. 

В это время много обрядов проводили колдуны и маги. Все они были связаны с призывом или даже воскрешением мертвых. Призывали по разным причинам. Например чтобы пообщаться, попросить совета или помощи. Иногда чтобы сделать приворот для усиления и обновления любви

Жертвенные животные на весеннее равноденствие

В само празднование мясо не ели. Допускалось только ритуальное поедание зайчатины и крольчатины: когда ели сами и угощали духов. Так как кролик это животное с большим запасом страсти, то он был качественной жертвой. Пролитая жертвенная кровь соединяла узами кормивших с тем, кому жертва предназначалась. Через жертвенную кровь создавалась духовная связь с духом или божеством. 

Иногда в жертву приносили белых голубей, которые в природе создают любовные пары на долгое время. В отдельных местностях жертвенным животным была черная свинья. 

В более поздний период кровавую жертву заменили бескровной. Зайца ловили, обмазывали чем-либо и выпускали, как козла отпущения. Убегая в лес, он уносил с собой все несчастья общины.

Что еще ели в праздник весеннего равноденствия

Помимо зайчатины на праздничном столе были яйца, рыба, молочные продукты, выпечка, и обязательно сладкое. Сладости любят не только люди. Духи тоже когда-то были людьми, пээтому сладкое для них по-прежнему желанное лакомство.

Яйца занимали особое место на столе в весеннее равноденствие. Их несли в дар тем, кому желали процветания и плодовитости. Например яйцами обменивались, если решали создать семью. Так, сын одной семьи мог обменяться с дочерью из другой, таким образом обозначая возможный брачный союз. В это время в ходу были и магические привороты на страсть.

Откупная сдоба в день весеннего равноденствия

Из теста, помимо пасхального кулича, фаллического символа плодородия, выпекали фигурки птичек, например жаворонков. В это время обычно все птицы возвращались с юга. А юг, тепло, как и небо, у людей ассоциируется с Раем.

Чтобы отвести от себя злые влияния, из теста делались фигурки человечков. Их оставляли духам на откуп вместо себя. Например этот бескровный обряд откупа до сих пор распространен в странах Африки и Карибского бассейна: на Кубе, Гаити, в Эквадоре. На муке с водой, медом и маслом заводили тесто и выпекали кукол. Куклам рисовали лицо, наряжали и давали имя. После чего куклу отдавали духу на откуп.
Чтобы жертва была принята, часть еды кидали в костер, куда плескали и вино, медовуху или пиво. Пиво давало характерный хлебный запах, связанный с насыщением. Если хотели задобрить духов неба, то лили в костер, чтобы с дымом жертва быстрее дошла до адресата. Если задабривали нижние миры, то плескали вином на землю, приговаривая имена и восхваляя конкретные божества.

Народные гулянья на весеннее равноденствие

Гуляли на весеннее равноденствие до недели. Это был праздник буйства красок, веселья, танцев и беспорядочной половой активности. Поэтому одевались ярко, в унисон окружающему цветению. Подобные оргии проводились также в праздник Ивана Купала

Часто в гости приходили жители соседних поселений, и это было хорошей возможностью «обновить генофонод». Ведь Астарта, покровительница праздника, кроме плодородия и цветения была и покровительницей плотских утех. 

Устраивались всяческие карнавалы, на которые приходили торговцы из других областей. Часто праздник посещали трубадуры, которые становились почетными гостями. Они играли на разных инструментах и веселили публику. За это их обильно кормили и поили допьяна.

Проводились и спортивные состязания, в которых участники демонстрировали свою силу и ловкость. К тому времени из спячки выходили медведи, поэтому одним из состязаний была «медвежья» борьба. Для пущего правдоподобия борцы могли рядиться в шкуры и даже украшать себя головой медведя.
В более теплых широтах в ходу были апельсиновые и томатные бои. Эта традиция и сейчас встречается, как отголосок язычества, на Новогодних карнавалах. Например на Кубе и в Испании. Такое смещение произошло потому, что в древности началом нового года был не календарный 1 января, а весеннее равноденствие

Как встречали праздник Остару охотники

Весеннее равноденствие в большей степени было важным праздником для земледельцев. Но и охотники делали свои обряды, чтобы задобрить духов дичи. Почитали в весеннее равноденствие Пана, бога лесов и полей, и Астарту, или богиню охоты Диану, в ее девственном образе. 

У женской богини много ипостасей. В поздних мифах Греции и Рима Инанну и ее сестру Эрешкигаль  заменили  Диана, Селена и Геката. В соответствии с лунными фазами Геката означала убывающую луну, Селена — полнолуние, а Диана представляла девственное состояние божества и растущую луну. 

Во славу Пана или Дианы откуп едой оставляли у кромки леса. Кровавые жертвы приносили в виде убитой дичи, например того же зайца. На стрелах делали насечки и писали желания. Стрелу пускали в цель. Поскольку  стрела достигает цели, то и желание исполнялось в точности. Стрела, попадая в жертву, вместе с кровью пропихивала желаемое. С наступлением сумерек тушку запекали и ритуально съедали, воспевая богов.

Итог

Из статьи вы узнали, как наши предки праздновали и отмечали весеннее равноденствие, начало нового цикла плодородия. Это один из самых значимых праздников Колеса Года, пришедший к нам из древности. Не забывайте делиться ссылкой с друзьями и в социальных сетях. Оставляйте комментарии, по вопросам консультации пишите сюда. С уважением, маг Азал, автор статей и хозяин сайта «Маг о магии»

Предыдущая запись Остара — праздник весеннего равноденствия
Следующая запись Праздник Бельтайн — первый день лета
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

This site is protected by wp-copyrightpro.com