Авторский сайт мага Азала
Маг о магии - магия, эзотерика, непознанное

Праздник Бельтайн — первый день лета

Доброго времени суток, друзья. В этой статье я расскажу про праздник Бельтайн. Один из праздников Колеса года. Вспомним историю его появления и его связь с христианством и даже атеизмом. Ведь не секрет что все современные праздники в основном заимствованы из язычества. На смену старым верованиям приходили новые, и первым делом старались стереть в народах память о прошлых обрядах и торжествах. 

Оглавление

Что общего между маевкой и Вальпургиевой ночью?

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни побывал на маевке. Кто застал времена СССР, тот помнит что на праздник Первомая трудящиеся дружно открывали шашлычный сезон. Семьи и трудовые коллективы выезжали на природу. Они везли с собой провизию, алкоголь, веселились и гуляли в свое удовольствие. Праздник отмечали 1 мая и называли Днем всех трудящихся. 

Тогда мало кто знал, что этот день был выбран коммунистами не случайно. Как и христианство в свое время, советские вожди всего лишь пытались использовать силу сакрального дня Колеса Года в своих целях. Ну и заодно стереть память о языческом происхождении Майского праздника. 

Сегодня, в век интернета, мы легко можем найти все подробности об истории и происхождении этой даты. А история говорит нам, что с 30 апреля на 1 мая многие дохристианские племена отмечали праздник Бельтайн, или Вальпургиеву ночь. Гэльские, а позже кельтские, британские и шотландские народы, и конечно славяне встречали на 1 мая первый день лета. Само название Бельтайн переводится с кельтского как май.

О чем же праздник Бельтайн?

Главное что несет в себе праздник Бельтайн это переход к светлому периоду года. Поэтому Бельтайн считался днем перемен. Период зимней тьмы в этот день отдавал свои полномочия полугодию света. Солнце, лето и новая жизнь «официально» вступали в свои права. Поэтому главной традицией в праздник Бельтайн были ритуалы во славу солнца. Обратный переход от света к тьме наступает в Самхейн, 31 октября. О нем подробно я рассказал здесь.
Огонь издавна считался представителем солнца на земле. Поэтому основной ритуал был связан с огнем и кострами. Так что Бельтайн еще называют праздник огней, или праздник костров

Как проходил праздник Бельтайн

Весь день накануне ночи на 1 мая в домах не зажигали огонь или свет. Только вечером разжигался ритуальный костер и проводился обряд кровавой жертвы солнцу и всем верхним богам. Костры горели именно ночью, поэтому еще одно название Бельтайна это ночь костров

В эти сутки открывались небеса. Поэтому это было лучшее время для просьб, молитв и общения с теми умершими, которые ушли в высшие миры. Как правило это были учителя и наставники. 

Поэтому костры возводились не где попало, а на самых высоких точках местности. Чем выше тем лучше. Дым от костра служил «почтовым курьером» по доставке молитв и просьб на небо. Обычно это был местный холм или вершина горы, доступная для сооружения кострищ. К темным, подземным духам в праздник Бельтайн не обращались. 

Схождение благодатного огня на пасху родом из Бельтайна

Только после принесения жертвы верхним мирам разрешалось зажигать от ритуального огнища ветки и нести их в свои жилища. Зажженный святой огонь, скрепленный жертвой, становился чистым благословением небес. 

Эту благость несли в дома и освещали стены и углы каждого помещения. Также зажигали от благодатного огня собственные светильники и костры. Полученная благость богов защищала людей и их дома от негативных сил, вредоносных мертвых, порч и проклятий

Отголоском этого обряда выступает сегодня пасхальный ритуал схождения благодатного огня в христианской традиции. Такой же обряд есть и на чистый четверг, когда зажженную в церкви свечу прихожане несут в дома и освещают их, чтобы избавить жилище от темных сил. Оба эти обряда выросли из традиции Бельтайна.

Кому не доставался благодатный огонь?

Были в общинах и те, кого отлучали от благодатного очистительного огня. Традиция отлучения от церкви берет свое начало именно отсюда. В праздник Бельтайн огонь не получали люди, чем-то провинившиеся перед обществом. Например преступники и воры. Также не получали благодати небес и те, кто не выплачивал дань или не возвращал долг. Такой обряд был равносилен клейму позора. Отлученный от милости богов считался проклятым.

Жертвенные ритуалы на праздник Бельтайн

Очистительные костры устраивали на возвышенностях и приносили кровавые жертвы всем небесным богам. Чаще всего жертвой были парнокопытные животные, например коза или овца. Но в седой древности на праздник Бельтайн умерщвляли и людей. 

Как правило прежде чем разжечь огонь,  жертву возводили на подготовленные поленья. Животному в пасть могли положить бересту с просьбами или пожеланиями. Пасть крепко перематывали, чтобы послание на небо не выпало раньше времени. После горло жертвы перерезали так, чтобы кровь брызнула на поленья. Могли кровь сцедить в специальную ритуальную чашу. Например это могла быть глиняная посудина, которую после разбивали и черепки захоранивали. Деревянные чаши кидали в огонь, чтобы они сгорели вместе с жертвой.

Саму тушу тоже кидали в костер. Лучшей жертвой была еще живая скотина или человек, потому что с ее последним криком желание, вложенное в рот, улетало вместе с дымом прямо на небеса. Про последнюю волю умершего можно прочесть здесь.

Чтобы перекрыть запах крови, в костер добавляли пахучие травы. Окуривание дымом от ритуального костра очищало и живность и ее хозяев. Таким дымом окуривали себя и тех животных, которые не предназначались в жертву, и очищались сами. Животных проводили между двух горящих и дымящих костров. Проходили и люди так, чтобы дым плотно окутал и пропитал одежды. 

Бельтайн — день перемен

Праздник Бельтайн считался днем перемен. Но перемены могли быть разные. Если было плохо — могло стать хорошо. И наоборот. Например в этот день племена и народы часто совершали набеги и сжигали целые деревни вместе с домами и людьми. 

Римляне напали на кельтов именно в праздник Бельтайн. Их привлекли горящие костры. Наши предки славяне, особенно даны, селившиеся вдоль реки Днепр и поклонявшиеся богине Дане, нападали на скандинавские племена. В результате две традиции смешались и даже произошел обмен парочкой местных божеств. 

Самая твердая клятва — на праздник Бельтайн

В первый день лета очень внимательно относились к обещаниям и клятвам. Так как небеса были открыты, любое слово клятвы долетало до богов, и сами высшие силы становились свидетелями данных обещаний. Договоры, заключенные в тот день, считались самыми сильными.

Скандинавские народы например очень не любили договариваться с верхним миром. Им было проще обратиться к мертвым и даже дьявольским силам, чем просить верхние миры. В их эпосе Локи, хитрый и лживый, но очень умный бог огня, все время выступает посредником между Асами и людьми. 

Поэтому к заключенным в праздник Бельтайн договорам обращались в самых критических случаях. И по этой же причине произнесенные в праздник Бельтайн клятвы старались не нарушать. За не исполненные обязательства высшие боги могли жестоко покарать не только человека, но и весь его род. Передумать и отступать было уже нельзя — все боги следили за договорами.

Высший суд справедливости на праздник Бельтайн

Могуществом дня пользовались и в тех случаях, когда больше не было никаких возможностей доказать свою правоту. Например, если человека оклеветали, и он никак не мог оправдать себя в глазах общества и клеветника, он вызывал обидчика на поединок. Чтобы отстоять свою честь, последнее что оставалось — призвать в свидетели высшие силы и суд небесный. 

В руки брали меч или другое оружие, и вступали в схватку не на жизнь, а на смерть. Поединок заканчивался гибелью того, кто по мнению неба был виновен. Эта ритуальная практика была распространена по всему миру и вошла в обиход от Бельтайна, дня суда и справедливости.

Откуп собой на праздник Бельтайн

Обычаи того времени могут оказаться нам странными и даже страшными. Но они объясняются совершенно другими условиями жизни предков. Когда зарождались языческие праздники и ритуалы, не было привычных нам защитных механизмов. В общей массе люди жили небольшими общинами, которые защищали себя сами. И часто внутри самих общин не прекращались вражда и распри.
Верховных судов и инстанций не было, уповать оставалось лишь на силу оружия и богов. Поэтому обряд кровавой жертвы был откупом, за который боги дарили свою милость и защиту.

И потому нередки были случаи, когда на жертвенный костер в праздник Бельтайн всходили добровольно. Причины были разные, в основном это делали те, кто готов был добровольно уйти из жизни. Например тяжело больной человек, или инвалид. Жертва самосожжения отправлялась сразу в верхние миры, несмотря на свое несовершенство.

Считалось что тогда эта душа может отмолить свой род, снять с него проклятия и невзгоды, отдав на откуп свою жизнь. К тому же это была возможность для души передать небожителям весточку с земли.

Откуп животным от мести богов

Позднее откупы человеческими жертвами заменили сжиганием животных. И зачастую такой жертвой разом откупались за прошлые грехи. Например, семья или войско в междоусобной войне истребляли другую семью или целое поселение. 

Чтобы не навлечь на себя гнев богов и наказание в виде вымирания своего рода или общины, приносили в жертву животное. Его сжигали на ритуальном костре в праздник Бельтайн, и просили богов принять откуп за убитые души. Таким образом с рода снималась негативная карма за совершенные злодеяния. О механизме кармы можно почитать здесь.

На праздник Бельтайн сами боги пируют с нами

Жертву кровавого обряда не обязательно сжигали. Ее часто зажаривали на ритуальном костре и вечером съедали на пиру. Пища с ритуального огня считалась самой чистой. Поедая ее, человек очищался от негативной энергии. Поэтому ею в праздник Бельтайн объедались досыта. 

Алкоголь также лился рекой, хмельными напитками напивались допьяна и бурным весельем и застольем славили богов. Часть алкоголя лили в костер, чтобы боги могли насладиться запахом. Считалось что в ночь костров боги могли спускаться с небес и пировать вместе с людьми. 

Открытые небеса и близость богов позволяли в это время делать предсказания. В праздник Бельтайн активно гадали, предсказывали судьбу, исход событий или удачу заключенного договора. Девушки гадали на суженого.

Как договоры на праздник Бельтайн объединяли народ

День перемен убирал отжившее и давал новое. Так, в праздник Бельтайн девушки, у которых пошли месячные, признавались совершеннолетними. Они переходили в разряд невест, готовых выйти замуж. Поэтому в эти дни заключались и договора на будущие браки. Их заключали родители жениха и невесты. 

Такой «брачный договор», заключенный в праздник Бельтайн, считался нерушимым. Несмотря на то, что жениха и невесту могли и не спрашивать о согласии. 

Смысл таких договоров обычно был в защите общины и прекращении междоусобной вражды. Ведь общины часто враждовали между собой. Но с приходом римлян на территорию кельтов объединение народа против общего врага встало на первое место. Поэтому было важно знать, что твой соратник по оружию не предаст тебя в совместной борьбе против колонизатора. 

Итог

Из статьи вы узнали, что общего между Первомаем и ночью костров. Как появился и что несет в себе праздник Бельтайн. Буду рад если статья вам понравилась. Оставляйте отзывы и комментарии, делитесь ссылкой с друзьями и в соцсетях. Для писем по личным вопросам и консультаций используйте формы обратной связи. Подписывайтесь на обновления. С уважением, маг Азал, автор статей и хозяин сайта «Маг о магии».

Более 800 подписчиков и постоянных читателей сайта, присоединяйся и ты!
 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

This site is protected by wp-copyrightpro.com

© 2015 Блог Мага Азала
Сайт мага Азала существует с 2011 года. Все статьи на сайте исключительно авторские. Использование отрывков из них на сторонних ресурсах разрешено, но может выглядеть только как цитата мага Азала с наличием ссылки на сайт "Маг о магии".