Авторский сайт мага Азала
Маг о магии - магия, эзотерика, непознанное

Лита — праздник летнего солнцестояния

Доброго времени суток. В этой статье я расскажу о малоизвестном названии праздника летнее солнцестояние. Вы узнаете как смешались названия Лита праздник, День летнего солнцестояния и Иван Купала. Какие ритуалы дошли до нас от праздника Лита , одного из праздников Колеса года.

Оглавление

Разные традиции — разные названия

Трудно найти человека, который не слышал про праздник Ивана Купала. И наверняка каждый знает, что на 19-24 июня в плавающую дату земля входит в День летнего солнцестояния. Это сутки, в которых самый длинный в году световой день и самая короткая ночь.
Но мало кто знает, что в древности существовал Лита праздник, прообраз эти двух дат. Почему? Ведь Иван Купала празднуют в ночь с 6 на 7 июля. Что между ними общего? Будем разбираться.

Как христианство хитрило с народными праздниками

День летнего солнцестояния имеет древнее языческое название — Лита. Перевода это название не требует — очевидно что  слово означает лето. Лита праздник, который в разных странах и традициях сегодня называют по-разному. 

Название Лита сохранилось в некоторых скандинавских странах, преимущественно кельтских. Латвия празднует Лиго, а Литва — Ладо. А вот шведы теперь называют его Мидсаммар, «середина лета». В Польше же День летнего солнцестояния зовется Соботки.
Славянские народы России после христианизации стали называть этот день Купала, украинцы — Купайло. А например в современной Испании и Португалии под влиянием христианства Лита праздник превратился в День святого Иоанна и святого Хуана соответственно.

Что перемешало даты и дни?

Изначально не было двух разных дней праздника. Был единый День летнего солнцестояния, Лита праздник, который наступал в промежуток 19-24 июня. Однако во времена экспансии христианства в языческие страны церковь принудительно меняла традиции на новые. Так Купайла, Купала, Лита получил новый смысл и опекунство христианского святого Иоанна Крестителя. 

Несколько веков Лита праздник сращивали с новым названием — Ивана Купала (Иоанн Предтеча крестил народ водой, окуная в реку, купая в воде). Позднее на Купала в России сформировался смешанный языческо-христианский обряд. Всех Иванов деревни собирали вместе и бросали в воду. Это символически означало и языческий ритуал очищения водой, и христианское крещение.

В 16 веке еще одна церковная реформа, заменившая старый юлианский календарь григорианским, сместила дату и Лита праздник раздвоился на День летнего солнцестояния и Ивана Купалу. 

День летнего солнцестояния сместиться не мог, потому что это астрономическая точка года. А вот Купала — запросто. Так Лита праздник языческих народов принудительно был вытерт из обращения и подменен формальной датой, не имеющей энергетического значения для земли.

Что осталось в День летнего солнцестояния от языческих традиций

День летнего солнцестояния — это прежде всего «день открытых дверей» для духов. Главными стихиями, почитаемыми в этот день были вода, огонь и лес. Поэтому для празднований выбирались места поближе к водоемам и лесам. 

И непременным участником праздника были костры. По этой причине на Лита праздник существует огромное количество обрядов, связанных с водой и гаданием возле воды, с кострами. Это обряды гадания, например на суженого, зазывные. (О вариантах ритуала зазыва написано здесь). На внешность и наведение красоты, на славу, карьеру, влияние, на деньги и здоровье. Подробно о разных видах гаданий читайте здесь.

Хронология дня была следующая: днем гуляли и праздновали, с полуночи начиналось время гаданий, потом чародейств. С рассветом уходили спать.

Считалось что в День летнего солнцестояния исполнится любая мечта и любое желание. Поэтому это самое сказочное время года и одно из лучших времен для общения с духами.

Лита праздник — время помянуть погибших на воде

 

Поскольку границы между мирами в этот день открыты, то не только добрые духи получают доступ в наш мир. В первую очередь отрывалась водная стихия, и поэтому души утопленников тоже могли посещать землю.

Существует поверье что в ночь на Купайла Водяной отпускает тех, кто умер на воде, погулять на воле. Но до рассвета они должны вернуться обратно. По этой причине в ночь на Купала старались не лезть в воду. В ту ночь люди тонули чаще всего. 

Но зато активно поминали утопленников. Поминая мертвых, строго соблюдали правила: если они покажутся — не приглашали их в дом или к себе, не смотрели им в глаза, потому что те могли напасть. Обычно это делали возле водоемов и мест гибели. 

Обряды на внешность в День летнего солнцестояния

С дохристианских времен до наших дней почти без изменений сохранился обряд наведения красоты. В основном его проводили девушки, но и мужчинам не возбранялось. Сила самого длинного дня, а значит и сила солнца заряжали энергией все, что находилось на земле.
Поэтому и ночная роса в День летнего солнцестояния имела чудодейственные омолаживающие и целебные свойства. Знающие брали такую росу для лечения. А те, кто хотел омолодиться, отсрочить увядание — проводили такой обряд.

Шли в поле или в огород перед рассветом, после того как осядет роса. На росу накидывали белую чистую простынь. Роса должна была максимально пропитать ткань. После этого ждали появления первых лучей солнца. Они должны были попасть на полностью обнаженное тело. После оборачивались в простынь, чтобы тело впитало целебную росу.

В этой простыни шли домой. Росу не смывали и не вытирали, она должна была впитаться в тело. Простынь высушивали и после укрывались ею некоторое время. Такая процедура подтягивала кожу, солнце и роса оживляли, продлевая молодость. Тело от росы не вытирали, высохнуть оно должно само.

Обряд на звездную воду в День летнего солнцестояния

Еще один омолаживающий ритуал дошел со времен язычества до наших дней — на звездную воду. На закате в День летнего солнцестояния в деревянное ведро или небольшую бочку набирают воду. Ставят так, чтобы лучи солнца осветили ее, и первая звезда отразилась в воде.
Вода должна стоять всю ночь, до утренней звезды. Когда исчезнет последняя, к воде обращаются с приговором:

— Вода, вода, звезд на небе много, дай мне красоты на долгие года.

После умываются этой водой. Продолжают умываться, пока вода не испортится, чтобы закрепить эффект.
По сути звездой утренней и вечерней является Венера, которая первая зажигается на небе и последняя гаснет. Возможно именно это астрономическое явление и послужило основой для мифологии, где Венера — богиня красоты и вечной молодости.

Смысл языческого обращения к звездной воде следующий: для звезды сменилась ночь на день, а для человека год на год. Здесь нет прямого обращения к силам природы. Идет обращение к циклам, которые переносятся с суточного на годовой.

Чего нельзя было делать в ритуалы на Лита праздник

Было два обязательных условия для чародейств в ночь на Лита праздник. Ночью не причесывались, не наводили красоту, никак не трогали свою внешность. Ни украшений, ни заколок и бус, даже не убирались волосы в косы или узелки. Никаких красителей, ничего искусственного. Только естественная внешность, чтобы выглядеть как перед богом.
Делали так, чтобы не притянут нечисть, которая падкая на красоту. Ведь в эту ночь нечисть тоже гуляет по ночам. И если человек понравится ей, она может прибиться к человеку. И тогда жди беды — вместе с ней притянется и негатив.

Второе условие чародейства на Лита праздник

Второе важное условие — ритуалы нужно было проводить в полном молчании. Что бы ни происходило во время обряда — нельзя было ни прервать его, ни нарушить тишину. Все должно было делаться тихо, молча. Сделав, молча мирно уйти спать, потому что любая реакция могла спровоцировать нечисть к нападению. 

Гуляющая нечистая сила могла специально провоцировать на реакцию, и если человек реагировал — прицепиться к нему и потом вредить и пугать. Поэтому часто девушки, как более пугливые создания, объединялись в группы, когда шли ближе к лесу гадать. Но общаться между собой тоже было нельзя. Была опасность что одна нерадивая или пугливая навлечет беду на всех.

Завершив гадание, тихо расходились по домам. После ждали знаки. Могли в снах приходить ответы на вопросы. Например можно было увидеть своего суженого или место, где он встретится. Обращали внимание на все, что происходило после гадания. Подробнее о том, что загадывали на Купала, писал здесь.

Вариант гадания на суженого на День летнего солнцестояния

Ритуал зазыва суженого делали ночью на Лита праздник незамужние девушки. В полночь девица выходила к калитке и открывала ее трижды, каждый раз со стуком закрывая. Потом, произнеся: — «Черт придет, милого приведет»,открывала и через пару минут закрывала.

И закрывала калитку на засов. До наступления рассвета калитку не разрешалось открывать. Считалось что есть дух, ведающий входами и выходами, который приводит в дом. Пускать или не пускать — решает он. Отсюда берет исток популярный миф о вампирах, которые не могут войти в дом без разрешения хозяина. В языческие времена роль хозяина входа исполнял дух врат. Знающие мастера часто проводят работы с такими духами. 

Этот дух теперь должен был устроить девице встречу с суженым, данным по судьбе. Если встреча не близка — могло прийти сновидение с обликом суженого или местом встречи. Но до этого дня никому нельзя было рассказать, иначе нарушится судьба.
Еще про обряды вызова любимого можно почитать тут.

Как реагировать на предсказание 

Если ответ понравился — духа калиточного благодарили, калитку смазывали медом. К липкому меду должно было прилипнуть хорошее. 

Но показанное могло и не понравиться. Тогда пробовали варианты отвести судьбу — перебить или откупиться. Один из обрядов на отвод — вымыть калитку в трех водах. Брали ведерко воды и калитку мыли. Второй раз в воду добавляли соль, чтобы отогнать плохое, третий раз — сахар, чтобы задобрить духа. Трижды грязную воду выливали на дорогу, чтобы с дорогой предсказание ушло. Каждый раз, выливая, произносили: «отведи, не допусти».

Иногда могли еще и после каждого раза как говорили «отплевываться» чтобы усилить эффект(сплевывали в сторону дороги».

Подробнее о других ритуалах приворота читайте здесь.

Полынь-трава и Лита праздник

В ночь на Лита праздник легко можно было встретить утопленника возле водоема. Тот мог спросить: петрушка или полынь? Нельзя было отвечать «петрушка». Тогда утопленный засмеется и убьет, защекочет до смерти или утащит с собой на дно. 

Отвечать надо было «полынь». Тогда обозлится нечистый и ругаться начнет. После горсть порошка полынного сдуть в лицо нечистому. Он и бросится убегать, потому что нечисть боится полыни и запах ее не переносит.
В ночь на Купала нужно было стараться не оказаться на воде, ни купаясь, ни в лодке, ни на корабле. Но если не удалось избежать — то оберегом служила горсть полыни в кармане. Иначе может потянуть на дно нечистая. Голова закружится и упадешь, или потянет на дно судорога. Полынь как оберег на Купала встречается во всех традициях без изменений.

Клятвы в День летнего солнцестояния 

В Лита праздник, или День летнего солнцестояния, не только гадают с венками возле воды. Знающие у костров проводят ритуалы на славу и влияние. 

Прыгая через огонь, произносят:

— Огонь ниже меня, а я — выше огня.

Так прыгают трижды.
Кроме этого, день летнего солнцестояния связан с обручением и любовью, с венчанием и клятвами. Самый заряженный солнцем и энергией день гарантирует, что браки, заключенные в Лита праздник, самые крепкие, а клятвы — самые надежные.
Считалось что сам Купайла благословляет в этот день и следит за соблюдением клятв. Если нарушишь ее — накажет по всей строгости, может и жизни лишить огнем или водой, утопить или сжечь. Поэтому данные на Лита праздник клятвы старались не нарушать.

Итог

Из статьи вы узнали, в чем разница и что общего между праздниками Иван Купала, Лита праздник и День летнего солнцестояния. Поделитесь материалом с друзьями, оставляйте комментарии. По вопросам помощи и консультаций пишите сюда. Не забудьте подписаться на обновления. С уважением, маг Азал, автор статей и хозяин сайта «Маг о магии».

Более 800 подписчиков и постоянных читателей сайта, присоединяйся и ты!
 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

This site is protected by wp-copyrightpro.com

© 2015 Блог Мага Азала
Сайт мага Азала существует с 2011 года. Все статьи на сайте исключительно авторские. Использование отрывков из них на сторонних ресурсах разрешено, но может выглядеть только как цитата мага Азала с наличием ссылки на сайт "Маг о магии".