Доброго времени суток. Сегодня в статье я расскажу, какие существуют на праздник мабон ритуалы и обряды общего пользования. Мабон, день осеннего равноденствия, не за горами. Один из праздников Колеса Года. Вы узнаете, как наши предки проводили ритуалы в мабон, чтобы привлечь изобилие и благополучие.
Для тех кто не читал предыдущую статью «Праздник Мабон — день осеннего равноденствия».
Оглавление
Чистка в мабон. Ритуалы и обряды
Основой ритуалов подготовки и празднования дня осеннего равноденствия были чистки. Чистили себя изнутри — постом, и снаружи — тело и одежду. И конечно жилища, придомовые территории. В домах часто гнездились паразиты, клещи, насекомые. Энергетические паразиты тоже досаждали людям. Главным средством очищения от них был огонь.
Костры разжигали как возле дома, так и во дворе. На улице, на центральных площадях поселений. Разжигали несколько костров. Все что убирали со двора — сжигали во дворе. Очищали и территорию вокруг дома, сжигая мусор за ее пределами. Такие чистки делались время от времени, несколько раз в год.
Чистка огнем и дымом в мабон
Из дома в костер выносили и сжигали старые, поломанные вещи, мебель и одежду. Символически выносить хлам из дома означало очищение. В костер кидали сборы сильно пахнущих чистящих трав. Шалфей, полынь, зверобой, сосна, дуб. Реже табак, который был дорогим.
Как птицы чистятся от паразитов дымом из печных труб? Они садятся поближе к клубам дыма. Распушают перья, чтобы дать дыму убить насекомых. И сельчане брали на вооружение этот прием. Раздевались донага и окуривали себя дымом костра. Держались возле огня в дыму, чтобы его пахучие клубы обволакивали тело. Подобный ритуал проводится и на Ивана Купала. Разводится костер, в который кидают пряные травы. Сельчане прыгают через него. Читайте о празднике Купала здесь.
Магические ритуалы в мабон
Для очищения тела использовали крыло петуха или ворона. В зависимости от направленности обряда, светлой или темной. Ворона не убивали, потому что он ближе к кладбищу. Крыло брали у мертвой птицы. Но петуха могли принести в жертву.
Магическое крыло хранили в тепле недалеко от печи. Когда выполняли обряд чистки — крылом проходили по обнаженному телу. Негатив стряхивали в огонь. «Грязную» одежду сжигали.
Более жесткий вариант чистки длился дольше. Обнаженное тело вымазывали пеплом и золой. Так проводили всю ночь. С рассветом золу смывали водой, настоянной на пахучих травах. Надевали чистое белье и сжигали старое. Все сожженное закапывали в яму вместе с запахом.
Очистительных костров могло быть и несколько. Рядом с основным, где сжигали хлам зажигали костер поменьше. Он «смотрел» за большим. Малый костер предназначался для ушедших родственников. В него кидали фрукты, еду, жертвенные дары, чтобы подкормить предков.
Чистка домов в мабон
Чтобы очистить в праздник мабон свое жилище, брали угли от костра и пахучие травы. Такую смесь помещали в чашу. С чашей обходили дом по периметру и углам, чтобы отпугнуть паразитов. Не только физических, но и энергетических. Очистив дом дымом, очищали светом, огнем и водой. Для освещения брали свечи, лампы, факел. Могли взять горящую головешку из костра. Обходя с факелом, освещали темные углы. Так наполняли дом светом и изгоняли нечисть.
Очищение жилища водой завершало ритуальную чистку. Брызгали на стены и по углам водой, которая настаивалась на целебных пахучих травах.
Возле домов обитали домашние духи. Поэтому в мабон могли устанавливать идолов для защиты и устрашения. Статуэтки или фигурки животных ставили по углам дома, на заборах, дверях. Идолов окрашивали красителями и оживляли кровью. Делали обереги в мабон, но кровью оживляли позже. Потому что ритуалы мабон были бескровные. В отличие например от ритуалов защиты на Коляды в день зимнего солнцестояния.
Талисманная магия в мабон
В ритуалы и обряды мабон входило изготовление талисманов, оберегов и амулетов на защиту и благополучие. В основном это были рунические символы. Вырезать руны народ обучали друиды — жрецы. Вырезать и изготавливать их могли сами сельчане или ремесленники. Однако только знающие люди умели обереги оживлять. Ведь без магии оживления амулет был лишь куском дерева
На поверхность талисманов наносились узоры и рисунки. Знающие раздавали обереги простым людям. Они же передавали и правила. По ним нужно было заботиться о талисмане, чтобы он имел максимальную силу.
Были и талисманы, от которых избавлялись. На такой талисман к примеру перекидывали болезнь. После уносили далеко от поселения и закапывали. Территорию подобных схронов огораживали. Ранее было много таких мест по всей земле.
Ритуалы и обряды в мабон, рог изобилия
Едва ли не главным оберегом периода мабона был рог изобилия. Символ сытой и зажиточной жизни, он служил скотоводам как кубок. Из рога пили вино, которое означало достаток, веселье и беззаботную жизнь. Как талисман рог крепили в доме повыше, чтобы из него символически изливалось благополучие. Скотоводы могли наполнить его остатками производства и запаять до следующего мабона. Либо, как делало большинство — наполнить дарами полей, символизирующими изобилие.
Часто такой рог украшали резьбой и знаками и подселяли в него духа. Подготовка и наполнение рога делались в период мабона. На праздник оставалось лишь связать подселенную силу с вместилищем. Такого духа кормили, общались с ним. Отверстие запаивали зеркальцем. Рог могли использовать чтобы погадать. Так, к запаянному отверстию подносили свечу. По колебаниям пламени или по дыму, следу от пламени на зеркальной поверхности рога делали предсказания. Однако такие ритуалы выполняли только знающие. В отличие от ритуалов, которые можно проводить самому.
Шаманы часто брали такие «одухотворенные» рога с собой в дорогу, чтобы защититься и общаться с силой.
Ритуалы на мабон, которые перешли в христианство
Второй важный символ благополучия и достатка, который использовали в праздник мабон — веник. Позже христианство присвоило себе этот символ. Но корни его уходят в язычество. Почему именно веник?
Потому что веник делался из колосьев. А колос для землепашца — символ изобилия и сытости. Веником также выметали сор из дома, оставляя чистоту. Поэтому в мабон ритуалы, связанные с веником и были так важны.
Собирая второй урожай, с полей брали солому, стебли колосьев. Просили духов поля о милости. Собирая пшеницу, часть оставляли духам, чтобы жизненная сила не уходила с полей. В поле несли не только зерно, но и хлеб, фрукты. Расстилали на траве светлый холст и выкладывали дары. Приговаривали, что разделяют с духами полей пищу. Просили взять соломы для талисмана изобилия. И внимательно смотрели и слушали знаки. Через птиц или иначе те могли подсказать, какую лучше взять. Или не дать согласия.
Как делать ритуал на мабон с веником
Сплетя веник, его украшали символами достатка. Их прикрепляли расплавленным воском и смолой деревьев. Либо привязывали то, что выращивали сами. Дополнять могли купленными на рынке продуктами или деньгами.
К числу символизирующих богатство относили: зерно, бобовые (горох, фасоль), семечки как символ денег, изюм. Изюм ассоциировался с виноградом, из которого делали «напиток веселья и радости» вино. К тому же сам изюм это кладезь витаминов. Ракушки тоже имитировали деньги.
Тыква считалась продуктом достатка, потому что могла накормить большое семейство. Семечки внутри тыквы напоминали деньги, лежащие в кошельке. Сильно пахнущие специи относили к богатству. Корица отвечала за роскошь, гвоздика за удачу. Перец и чеснок олицетворяли силу и защиту. Некоторые ингредиенты могли меняться в зависимости от рода занятий. Но основные символы сохранялись.
В мабон ритуалы и обряды диктовали развешивать такие веники не только в домах. Их крепили в помещениях, отвечающих за сытость и достаток. Так, обряд проводился в кухнях, амбарах, погребах и ремесленных мастерских.
Как выполняется ритуал на мабон с подковой
Часто использовали подкову как символ зажиточной и сытой жизни. Причем новая подкова не годилась. У нее не было трудовой истории. На обряд брали наиболее стертую, сработанную подкову. Ее снимали с лошади, которая проработала всю жизнь. Такая лошадь долго и плодотворно трудилась, чтобы принести хозяевам много изобилия.
Подкову как символ обряда чаще использовали скотоводы и кузнецы. Первые украшали ее овсом. У вторых подкова могла украшаться специфическими символами кузнечного дела. Например гвоздем или маленьким молоточком. Так хозяин выражал желание, чтобы в наступающий период работы не становилось меньше. Иногда к ней привязывали перья. Важно было чтобы символ нравился людям. Тогда и результаты труда придутся по вкусу.
Как кормить амулеты в мабон. Ритуалы
В праздник мабон не только изготавливали новые талисманы, но и кормили старые. Амулеты и обереги дополнительно окуривали дымом. Обрызгивали водой, чистой или настоянной на душистых травах. Считалось что такая забота оживляет духов. Подпитывает их и продляет жизнь талисмана.
Просили о благословении у духов природы и предков, чтобы они принесли изобилие в дом. Чтобы уберегли от невзгод. Ритуалы на защиту и достаток проводили и в имболк. Силы могли давать знаки, что на дом надвигается неприятность. Например оторвавшийся от веника колос мог говорить о грядущем неурожае. Отвалившаяся деньга — о проблемах в торговле.
Если духи ослабевали, их подкармливали едой, которую оставляли возле дома или амбара. Частично еду растаскивали животные, через которых проявляли себя силы. Чтобы отвести зло, еду выносили за территорию. Так и выманивали нечисть.
Итог
Из статьи вы узнали какие в мабон ритуалы и обряды были приняты в дохристианские времена. Многое сохранилось до наших времен. Если статья вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями и в соцсетях. По всем вопросам меня можно найти здесь. Изобилия и достатка вашему дому. Всегда ваш, маг Азал, автор статей и хозяин сайта «Маг о магии».